Мартин Лютер

Мартин ЛютерВысокая самооценка этого бывшего верного сына католической церкви позволила ему потрясти всю структуру средневекового католичества. Преданный слуга Папы, он впоследствии отождествил его с антихристом.

Нанесенный им удар оказался тем более сокрушительным, что он способствовал уже происходившему в этот период процессу распада. Волна национализма уже подтачивала политические союзы, а Реформация сокрушила религиозный союз. В то же время самооценка этой противоречивой личности способствовала пробуждению христианского сознания в Европе. Сейчас все католические историки соглашаются с тем, что папы периода Ренессанса были людьми светскими, легкомысленными, высокомерными и неразборчивыми в средствах. Мартин Лютер изменил всю ситуацию. В полтора столетия, следующие за его смертью, религия снова превратилась в определяющий фактор жизни. Только люди с такой яркой самооценкой могут притягивать к себе как ярых сторонников, так и убежденных противников. Последователи превозносили Лютера как пророка и избавителя Германии. Противники-католики называли Лютера губителем христианства.

Формирование самооценки в семье

С самого детства Лютер пользовался большим уважением в семье, что стало немаловажным фактором в формировании его высокой самооценки. Родители помогали ему, чем могли. Они прочили Мартину карьеру юриста и выгодный брак, что позволило бы ему содержать их в старости. Когда Лютер получил степень магистра, отец подарил ему Corpus Juris и стал обращаться к нему на «вы».

Казалось, все вело к тому, чтобы Лютер вел размеренную и спокойную светскую жизнь. Что же привело его на путь реформатора?

Религиозные тревоги

Возможно, объяснение кроется в том конфликте, который целенаправленно обостряла средневековая религия, акцентируя внимание попеременно то на страхе, то на надежде, занижая самооценку верующих. Об аде много говорилось не потому, что люди жили в постоянном ужасе, но из-за того, что это было не так. Поэтому требовалось вселить в них страх и тем самым мотивировать их обратиться к церковным таинствам. Когда же люди впадали в ужас, чистилище предлагало им смягчение наказания. Оно предназначалось для душ, не вполне грешных для ада, но и недостаточно добрых для рая. Там они могли пройти дополнительное очищение. Если же подобное смягчение наказания порождало успокоенность, страхи вновь нагнетались, а затем напряжение снималось при помощи индульгенций.

Монастырское убежище и самооценка

МонастырьПодобно всякому человеку, жившему в средние века, Лютер знал, как преодолеть свои мучения. Церковь учила, что ни один благоразумный человек не должен ждать приближения смерти, чтобы покаяться. Единственная надежда заключалась в том, чтобы воспользоваться предлагаемой Церковью помощью: паломничествами, таинствами, заступничеством святых, индульгенциями. Но глупо было бы положиться исключительно на ходатайства небесных заступников и ничего не делать для завоевания их благорасположения. А что может быть лучше, чем пострижение в монахи? Принятие монашеского обета было самым лучшим способом попасть на небеса. Поэтому Лютер, ища себя, ушел в монастырь.

В его верованиях не было ничего особенного, если не считать их страстности. Лютер обращался ко всему, что предлагал современный ему католицизм, пытаясь найти покой для духа, истерзанного своей отчужденностью от Бога. Он испробовал путь добрых дел и нашел, что не может сделать достаточно для своего спасения. Он попытался приобщиться к заслугам святых, что завершилось сомнением, которого оказалось достаточно, чтобы поколебать уверенность Лютера. По его убеждению, вина человека была куда более глубокой, чем перечень проступков, которые можно исповедать и получить прощение. Испорчена сама природа человека. Система покаяния, предложенная Церковью, не оправдывает себя, так как направлена на исправление отдельных прегрешений. Лютер пришел к убеждению, что весь человек нуждается в прощении.

Позднее Лютер обобщил все, к чему он пришел, сказав, что врачу нет необходимости исследовать каждую язву, чтобы увериться в том, что у пациента оспа, равно как и не следует лечить ее, исцеляя каждый нарыв по отдельности. Концентрировать внимание на отдельных грехах — совет отчаяния. Когда Петр попробовал пройти по воде, он начал тонуть.

Девяносто пять тезисов

95 тезисовВ 1517 году в знак протеста против продажи индульгенций в Германии, Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал торговлю «небесными сокровищами» как нарушение учения Священного Писания. Тезисы объединили людей различных сословий в борьбе за национальную и религиозную независимость Германии от папской власти.

Обвиненный Римом в ереси, Мартин Лютер отказался предстать перед церковным судом, а в 1520 году публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от Церкви. Высокая самооценка Лютера, а также большая вера в себя превращают его в центральную фигуру движения антицерковной оппозиции, получившего известность как Реформация. Он разрабатывает еще более радикальные доводы против официального католического вероучения: доктрина всеобщего священства, признание абсолютного авторитета Библии, отрицание культа Богоматери и святых, тезис об оправдании только верой и отрицание посреднической роли духовенства в деле спасения, упразднение многих элементов литургии. Эти положения впоследствии составили фундамент и основу протестантизма.

Лютер оспорил не только власть папы отпускать грехи, но и его власть «связывать» через отлучение от Церкви. Он оспорил значение библейского текста, на котором основывалось таинство исповеди, и отверг часть канонических законов как несовместимых с Писанием.

Читать далее по теме самооценка Мартина Лютера