Самооценка ребенка

Самооценка ребенкаСамооценка начинает формироваться с раннего детства. Очень часто родители, делая ребенку замечание, даже не задумываются о том, что именно из их оценок в первую очередь и складывается представление малыша о самом себе: «Ты уже большой мальчик, а уколов боишься (читаешь по слогам, сам завязывать шнурки так и не научился и т.п.)!» Только в школьном возрасте ребенок сам научится оценивать свои поступки, способности, успехи и неудачи. До этого момента о том любят ли его, успешен ли он, принимают ли его таким, какой он есть, ребенок узнает в семье, через слова близких.

О том, какая самооценка у ребенка, можно судить по его поведению. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой. Ребенок с завышенной самооценкой всегда и во всем хочет быть лучше других. Об этом можно судить и по частоте употребления в разговорах фраз, вроде: «Я — самый умный (сильный, добрый)».

Чтобы понять, какой тип самооценки у вашего ребенка, пройдите с ним несложный тест.

Тест «10 ступенек»

Смастерите с ребенком лесенку из 10 ступенек. Ее можно сделать из конструктора, склеить из бумаги или просто нарисовать. Теперь расскажите ребенку о правилах размещения на каждой из ступенек лесенки. На первой, самой нижней ступеньке размещаются самые плохие дети (грубые, вредные, капризные и т.д.), на самой последней, десятой ступеньке – самые лучшие (самые вежливые, воспитанные, добрые и т.д.). Чем лучше Самооценка ребенкаребенок, тем выше ступенька, на которой он располагается. После того, как ребенок усвоил правила, попросите его поставить человечка или нарисовать себя на той ступеньке, где, по его мнению, должен стоять он сам. Теперь самое время подводить итоги:

  1. Самооценка вашего ребенка занижена, если он ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньки.
  2. Ваш ребенок обладает адекватной самооценкой, если фигурка, изображающая его, занимает 4-ю, 5-ю, 6-ю или 7-ю ступени.
  3. Ну а если он размещает себя на 8-й, 9-й или 10-й ступеньке, то  его самооценка явно завышена.

Если тест показал, что у вашего ребенка адекватная самооценка – замечательно! Если же самооценка вашего ребенка неадекватна – сильно занижена или завышена, то не отчаивайтесь. Уровень самооценки можно корректировать. И чем младше ребенок, тем проще это сделать.

Советы родителям, желающим скорректировать самооценку ребенка

Помните, что каждая фраза, произнесенная вами в качестве оценки деятельности ребенка, всякая реакция на его успехи или промахи влияет на его отношение к себе, а значит, воздействует на формирование его самооценки. Таким образом, Самооценка ребенкакритически подходя к тем словам, которые вы высказываете в адрес своего малыша, вы можете влиять на самооценку ребенка, добиваясь того, чтобы она приближалась к адекватной.

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким он был вчера или будет завтра, т.е. сравнивайте его с самим собой.

2. Не стоит перехваливать ребенка, но нужно непременно поощрять, если он этого заслужил. Если вы требуете от ребенка после игры убирать за собой игрушки, то незачем хвалить его всякий раз, когда он это делает. Но если он прибрал не только за собой, но и за младшим братишкой, то нельзя оставлять это незамеченным.

3. Не ставьте себе целью решить за вашего ребенка все проблемы, но и не перегружайте его. Предложите ему помочь вам накрыть на стол, полить цветы или вытереть пыль на подоконнике. Он получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Но не нужно заставлять его делать то, что в силу возраста ему пока не по силам.

4. Помните, что вы являетесь для вашего ребенка образцом для подражания. Показывайте ему своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните две реакции: «Перчатки, которые связала мама, оказались меньше по размеру, чем она хотела. Ну ничего, в следующий раз она наберет большее количество петель» / «Кошмар! Перчатки тебе малы! Больше никогда ничего вязать не возьмусь, лучше куплю в магазине!»

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!