Самооценка Мартина Лютера

Катехизис

Недостаточно было дать образование родителям и подготовить пасторов и учителей. Они также должны были иметь под рукой религиозную литературу, предназначенную уже для детей. Опыт средневековья в этом отношении помогал мало, так как катехизисы писались лишь для взрослых. В 1529 году Лютер написал два катехизиса: «Большой катехизис» для взрослых, где много внимания уделялось вопросам брака и «Малый катехизис» для детей.

Литургия

Мартин ЛютерДругим огромным вкладом Лютера был пересмотр порядка церковного служения. Первоначально он сделал это для восстановления чистоты богослужения, а затем — чтобы использовать служение в обучении членов общины. В 1523 году Лютер взял на себя задачу произвести изменения, которые насущно необходимы с точки зрения реформаторского вероучения. Канон о мессе исчез, поскольку в нем был раздел, в котором шла речь о приношениях. Лютер восстановил первостепенную значимость, которую придавала ранняя Церковь Вечере Господней как акту выражения благодарности Богу и единения через Христа с Богом и друг с другом. Эта первая лютеранская месса была исключительно актом богопоклонения, в котором истинные христиане вместе участвовали в восхвалении и молитве.

Однако очень скоро Лютер понял, что акт богопоклонения для многих невозможен без дополнительного объяснения. Церковь объединяла верующих в общину, которая состояла из жителей его города и крестьян близлежащих деревень. Что могут понять крестьяне из его ревизии латинской мессы? Конечно, перемена стала очевидной, когда прихожанам начали давать вино и хлеб. Они могли заподозрить, что произошли некие изменения, когда из мессы убрали непонятные эпизоды. Однако поскольку служение по-прежнему совершалось на чужом для верующих языке, то едва ли они ощутили, что из обряда убрали идею приношения. Поэтому мессу нужно было совершать на немецком языке. В 1526 году Лютер предложил текст мессы на немецком языке.

Музыка

Значительные перемены в литургии связаны с музыкой. Они коснулись трех элементов: пения с запевом священника; хоралов, исполняемых хором, и гимнов общины.

Перемены в музыкальной части литургии первыми затронули песнопение с запевом священника. Лютер сделал все возможное, чтобы слушающие понимали смысл. Для каждого слога использовалась только одна нота, а органное сопровождение не должно было заглушать слова. В продолжение всей службы орган использовался лишь антифонально.

Вторым элементом, требовавшим перемен, были хоралы. Огромным подспорьем в этой работе стала традиция голландской полифонической религиозной музыки, которую Лютер ценил больше всех других. Для исполнения полифонического хорала нужен хор. Лютер чрезвычайно усердно занимался подготовкой хоров. В городах были образованы хоровые общества и организовано изучение музыки в школах.

Последняя из музыкальных реформ касалась общинного пения. В средние века исполнение литургии практически полностью ограничивалось священником и хором. Участие общины сводилось лишь к нескольким репликам на национальном языке. Лютер развил этот элемент до такой степени, что его можно смело называть родоначальником общинного пения. Именно в этой области лютеровское учение о священстве всех верующих обрело наиболее конкретные формы. Лютеровский народ учился петь. В течение недели проводились репетиции для всей общины. Дома также рекомендовалось петь всей семьей после окончания часа изучения катехизиса.

Проповеди

Кафедра стала выше алтаря, так как, по мнению Лютера, спасение достигается через Слово. Без Слова хлеб и вино лишаются священной значимости. Однако Слово может быть действенным только тогда, когда оно провозглашается. Это совсем не значит, что проповедь стала изобретением Реформации — на протяжении предыдущего века для одной только провинции Вестфалии печатается десять тысяч проповедей — но Реформация выдвинула проповедь на главное место.

Значение

Мартин ЛютерКогда начинаешь оценивать вклад Мартина Лютера, то совершенно естественно вырисовываются три сферы, на которые он оказал наибольшее влияние. Первая — это Германия. Лютер называл себя немецким пророком, замечая, что этот пышный титул нужен ему для того, чтобы защититься от папистов. Что бы ни говорил Лютер, он обращался к немцам. Современный немецкий язык обязан Лютеру столь многим, что это с трудом поддается оценке. Но самым глубоким оказалось воздействие Лютера на религиозную сторону жизни нации. Общины слушали его проповеди, пели его литургию. Лютеровская Библия ободряла впавших в уныние и утешала умирающих. Отцы читали своим семьям составленный Лютером катехизис.

Совершенно оправдано то, что немцы гордятся таким соотечественником. Лютеранство распространилось на Скандинавию, у этого учения множество последователей в Соединенных Штатах. Движение Лютера дало импульс, который подчас порождал, а порой способствовал становлению других ветвей протестантизма. То, что Лютер сделал для немецкого народа, сделано до некоторой степени и для других. Например, его перевод оказал влияние на английскую версию Библии. Его литургические реформы повлияли на «Книгу совместной молитвы». Даже сама католическая церковь многим обязана Лютеру. Часто можно услышать, что, не было бы Лютера, и эразмовская реформа имела бы триумфальный успех. Все это, безусловно, только догадки, однако несомненно, что католическая церковь получила сокрушительный удар от Реформации, придуманной и реализованной благодаря усилиям одного человека – Мартина Лютера.

Читать далее по теме самооценка Мартина Лютера